В РГО рассказали, как снизить риски во время туров на батискафах и других судах
Дело об аварии подводного судна «Синбад» в Хургаде 27 марта, во время которой погибли шестеро россиян, обрастает новыми деталями. Появились комментарии пострадавших, мнения экспертов и официальных лиц. За пять лет в Красном море произошло более полутора десятков несчастных случаев с участием судов. Кто и как обеспечивает безопасность таких прогулок, что нужно сделать, чтобы снизить риски,

Дело об аварии подводного судна «Синбад» в Хургаде 27 марта, во время которой погибли шестеро россиян, обрастает новыми деталями. Появились комментарии пострадавших, мнения экспертов и официальных лиц. За пять лет в Красном море произошло более полутора десятков несчастных случаев с участием судов. Кто и как обеспечивает безопасность таких прогулок, что нужно сделать, чтобы снизить риски, а также не известные ранее подробности трагедии — в материале РИА Новости.Запомнят навсегда

«В Sindbad Submarines мы делаем все, чтобы подарить удивительные воспоминания, которые вы никогда не забудете. Наш аттракцион — не просто забавное развлечение, а впечатления, которые останутся на долгие годы». Сегодня обещание на сайте компании — организатора подводной экскурсии звучит несколько зловеще.

В РГО рассказали, как снизить риски во время туров на батискафах и других судах

Прогулочный батискаф, в котором находились 45 российских туристов, потерпел крушение в Красном море недалеко от Хургады. Жертвами стали шесть пассажиров, из них двое — дети.

Туристам обещали показать красоты подводного мира — цветные кораллы, стаи рыб на расстоянии вытянутой руки. Москвичка Алена вспоминает, как восемь лет назад каталась с семьей на этом же батискафе. «Хоть он был и новый — года два-три, но уже подшатанный. То есть и внутри какие-то недочеты, и сиденья порванные, и поцарапанное все. Ну и плюс никакого инструктажа, не было жилетов: просто завели, посадили — отдыхайте, в иллюминаторы смотрите, — рассказывает она. — В конце выдавали бумажечки, что ты погружался на глубину около 20 метров, и все».

В РГО рассказали, как снизить риски во время туров на батискафах и других судах

При этом компания-организатор на сайте обещала уникальный опыт: из 14 используемых в мире любительских подводных лодок, две — в Хургаде. За час более сорока туристов в сопровождении двух членов экипажа могли опуститься на глубину до 25 метров. Путешествие с комфортом: пространство хоть и узкое, но удобные, мягкие лавки, у каждого участника — фактически свой иллюминатор. Попадали в батискаф по отвесным лестницам через два входа.

«Батискафы мегапопулярны у туристов, мы экскурсии на них 30 лет продаем. Стоит это от трех до семи тысяч рублей в зависимости от продолжительности погружения — обычно один-два часа. Не каждый может и любит нырять, а для маленьких детей и пожилых гостей это единственная возможность увидеть красоты подводного мира», — рассказал РСТ гендиректор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян.

Спасательные службы и врачи среагировали быстро — начали на катерах эвакуировать пострадавших на пляж, рассказала очевидица происшествия. «Скорые, реанимации — все ждали и прямо к катерам, к воде подбегали», — вспоминала она.

Причины трагедии выясняет следствие.

Сейчас все экскурсии на прогулочных батискафах в Хургаде отменены.Цепочка происшествий

Морские экскурсии в Египте уже давно не кажутся безопасными. К примеру, в феврале Управление по расследованию морских происшествий (MAIB) Великобритании выпустило предупреждение для планирующих водные прогулки в Красном море. Власти настоятельно призывали бронировать их на яхтах и лодках для дайвинга только у проверенных компаний.

В РГО рассказали, как снизить риски во время туров на батискафах и других судах

Специалисты подсчитали, что за пять лет произошло 16 несчастных случаев в Красном море с участием судов для дайвинга.

Эксперты утверждают, что те плохо сконструированы или существенно модифицированы, спасательное оборудование оказалось неисправным или отсутствовало вовсе, пути эвакуации не были освещены и обозначены, инструктаж по технике безопасности пассажиров зачастую не проводился, а экипажи были плохо подготовлены или мало знакомы с аппаратами.

В РГО рассказали, как снизить риски во время туров на батискафах и других судах

Специалисты вспоминают, что в ноябре прошлого года из-за несоблюдения мер безопасности затонула морская яхта Sea Story, погибло 11 человек. В апреле 2023-го перевернулось и затонуло прогулочное судно Carlton Queen: спасли 33 человека — всех, кто находился на борту, но часть пассажиров получили травмы.Контроль нужно ужесточить

Руководитель комитета по страхованию РСТ Кирилл Сгибнев предположил, что регулярность подобных трагедий может быть связана с тем, что на египетских курортах надзорные органы недостаточно следят за безопасностью морских и иных связанных с риском экскурсий. Также, по его словам, не исключена халатность со стороны конкретных компаний, занимающихся подводными погружениями.

Специалисты ВСК отмечают, что большинство водных развлечений несут в себе повышенные риски, связанные как с авариями, поломками, отказами самой техники, так и с соблюдением техники безопасности командой и посетителями. Важны и условия содержания объектов, за что отвечают собственник и контролирующие органы.

В РГО рассказали, как снизить риски во время туров на батискафах и других судах

«Надо разбираться, что послужило проблемой: техническая неисправность или человеческий фактор. Но для страхования это неважно, это не какой-то активный или опасный вид развлечений на воде, поэтому это страховой случай, как при ДТП на дороге», — пояснила директор филиала «ЕВРОИНС Туристическое Страхование» Юлия Алчеева.

«Ответственность за произошедшее ложится в первую очередь на собственника субмарины», — отметили в ВСК, добавив, что компания выполнит все взятые на себя обязательства.

В РГО рассказали, как снизить риски во время туров на батискафах и других судах

Рыбы и коралловый риф в Красном море, Египет1 из 3

В РГО рассказали, как снизить риски во время туров на батискафах и других судах

Рыбы и коралловый риф в Красном море, Египет2 из 3

В РГО рассказали, как снизить риски во время туров на батискафах и других судах

Рыбы и коралловый риф в Красном море, Египет3 из 3Рыбы и коралловый риф в Красном море, Египет1 из 3Рыбы и коралловый риф в Красном море, Египет2 из 3Рыбы и коралловый риф в Красном море, Египет3 из 3

Вопросы безопасности и правда вызывают вопросы. Так, в отзывах на всемирно известном сайте туристы высоко оценили подводную экскурсию на затонувшем 27 марта батискафе «Синдбад»: 80 процентов рассказов из 4,7 тысячи — позитивные. Правда, пассажиры восторгались красотами рифа и цветными рыбами. Лишь несколько участников отмечали важные недостатки: «в лодке очень душно», «никаких инструкций по безопасности не было проведено», «подводная лодка выглядит как построенная 40 лет назад», «у всех были фиолетовые губы, что свидетельствует о низком уровне кислорода».Безопасность подводных экскурсий

«Затонувший в Египте «Синдбад» — скорее обитаемый подводный аппарат, батискафом его называть не совсем технически грамотно, — уточняет исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин. — Батискаф — это другой, отдельный вид глубоководных аппаратов, со стороны похожий на дирижабль».

В РГО рассказали, как снизить риски во время туров на батискафах и других судах

Регламенты состояния и технического оснащения существуют во многих международных сертифицирующих сообществах. Например, у нас это Российский морской регистр судоходства, в Европе — DNV GL, в Америке — ABS, рассказывает эксперт.

С экипажами история другая: и в России (и ранее в СССР), и в мире аттестация экипажей носит скорее ведомственный характер — ее проводят те, кто использует обитаемую технику. А вот стандартов подготовки экипажей в случае с туристическими подводными аппаратами нет, отметил Фокин. Как нет и стандартов подготовки пассажиров к нахождению на борту — ни полнота инструктажей, ни их темы, ни необходимость таких процедур нигде не прописаны.

В РГО рассказали, как снизить риски во время туров на батискафах и других судах

Кроме того, каждый член экипажа должен знать действия в случае аварии наизусть, довести их до автоматизма. И конечно, соотношение — два члена экипажа на 45 пассажиров, которые не подготовлены к нахождению под водой, — небезопасно.

«В подводной технике пассажиров не должно быть намного больше, чем специалистов», — подчеркивает Сергей Фокин. Ведь даже при дайвинге с баллоном все проходят базовый курс. Там есть нормативы по числу инструкторов на группу учеников.

Пока же путешественники могут опираться на рекомендации MAIB: при бронировании морских экскурсий на Красном море туристам советуют выяснить, какое оборудование для спасения есть на лодках, и просить экипаж провести инструктаж по технике безопасности.Живая вода России. Куда ехать за здоровьем: цены и маршруты
Источник: РИА Новости